Школе много чего мешает — низкие зарплаты учителей, бумажная волокита, строгие требования. И ещё куча стереотипов, о которых нам писал учитель Михаил Караваев. На этот раз он предлагает вещи, которые точно сделают наши школы эффективнее. Спойлер: менять надо почти всё — от уроков до мебели.

1. Выкинуть парты на двоих и сделать индивидуальные учебные места (на одного)

Сидеть по двое — это псевдоколлективизм. На деле ученики списывают друг у друга, а отказ приводит к межличностному конфликту. Ученик должен быть как бы со всем классом, но одновременно один на один с учителем. Когда я впервые сел за индивидуальное кресло с подлокотниками и подставкой для письма, я понял, что такие рабочие места изменят школу.

2. Отменить домашнее задание в начальных классах. А лучше — лет до 14

Пусть у детей будут интересные занятия в школе, пусть они решают практические задачи, ходят на экскурсии, конструируют механизмы… А вне школы будут гулять, играть на компьютере, общаться со сверстниками. В этом возрасте заставлять делать упражнение или учить стих дома — ломать об коленку. Сонный ученик, домашняя работа по три часа каждый день, отсутствие нормального отдыха, а к пятому классу — утрата любопытства и «скорей бы каникулы». Вряд ли это то, чего любящие родители желают своему ребёнку.

3. Учить детей критическому мышлению (да, сделать обязательные уроки)

Критическое мышление поможет противостоять пропаганде и стереотипам. Это жизненно необходимо, и я это понял, когда начал преподавать в старших классах. Старшеклассники смотрят на мир критически, некоторые знают даже больше. Поэтому нужно либо знать всё, либо честно признаться, что чего-то не знаешь. Кроме того, нужно учить работать с информацией, ведь в наше время важнее не найти и запомнить, а вычленить нужное. Школьников нужно учить информационной гигиене. Побочный эффект (которого все боятся) — в том, что и учитель, и родители будут восприниматься критически.

4. Разрешить детям пользоваться интернетом на уроках

Всё, что можно найти в интернете, нельзя давать на уроках. В наше время легче получить информацию, чем скрыться от неё. Учить по принципу «вопрос-ответ» — и раньше было не айс, а теперь вообще неприемлемо. Можно запрещать пользоваться смартфоном на уроке, а можно сделать их помощниками: в работе над сложными задачами ученики справочную информацию могут нагуглить.

5. Ввести приёмные часы для родителей (помимо родительских собраний)

И это не только «Родителей в школу!» и родительские собрания. Это по сути передача инициативы по вопросам, связанным с жизнью школы (но не учёбы), в руки родителей. Это нормально. Более того, странно, если родители не принимают участие в школьной жизни ребёнка. Ведь родители и учитель делают одно дело — развивают ребёнка, поэтому нужно сотрудничать. А ещё у учителя должны быть приёмные часы для встречи с родителями.

6. Проводить занятия с психологами

Школьников нужно готовить к кризисным моментам жизни и учить справляться с трудностями подросткового периода, проблемами в коллективе, учителем. Психолог должен быть всегда доступен. Причём и для учеников, и для учителей.

7. Учить детей общаться и работать в команде

Можно вспомнить много русских поговорок про отношения «начальник-подчинённый»: «я начальник, ты дурак…» и так далее. Почему у нас такое отношение к начальству? Думаю, дело в том, что специально руководить и быть частью коллектива нас не учат. Если проводятся командные игры, то работают обычно два-три человека в команде и обязательно кто-нибудь «спит». При этом в жизни человеку пригодятся такие коллективные умения:

  • принимать решение;
  • нести ответственность;
  • быть винтиком (выполнять свою небольшую часть общего дела).

Как решать проблемы в общении? В каких случаях лучше уступить, а в каких — настоять на своём? Всему этому нужно учить детей. Такие навыки важнее, чем содержание «Войны и мира» или правило буравчика. Все эти справочные знания, скорее всего, не пригодятся (или гуглятся за секунды), а вот в обществе жить придётся всем.

8. Отправить все непедагогические кадры на аутсорс — даже завхоза

В штате школы (даже небольшой) может быть три-четыре бухгалтера. Многие процессы в наше время можно автоматизировать. Достаточно, чтобы в штате был один или два специалиста, которые бы взаимодействовали с организациями-исполнителями и контролировали качество услуг. Как менеджер торгового зала проверяет работу сотрудников и свежесть товара.

9. Сделать 100-балльную систему оценивания — для учителей тоже

Пяти баллов (в реальности трёх — 3, 4, 5) слишком мало, чтобы оценить знания предмета. 50-100-балльная система подходит лучше. Критерии должны быть простые, понятные и доступные для учеников и родителей. Это поможет сделать отношение к предмету осознанным и избавит учителя от объяснений, почему он поставил именно такую оценку. Ещё бы я ввёл оценивание учителей учениками. Причём анонимное, чтобы писали правду.


Мы очень сильно отстали от времени, поэтому даже базовые вещи нужно пересмотреть. Но я верю, что российская школа станет тем, чем она должна быть — местом, где ученика ждут и делают всё, чтобы он смог стать достойным человеком общества. И неважно, какую профессию он выберет — стране нужны и сантехники, и юристы.